Проекты немецких танков:
Panzerkampfwagen VII -
VK. 65.01 и VK. 70.01 (Lwe)
На совещании 19 января 1939 года представители Wa pruef 6 заставили промышленников заняться проектированием 30- и 65-тонных танков, вооруженных 75-мм пушками. Толщина брони 80-тонного танка определялась в 80 мм, расчетная максимальная скорость 65-тонной машины составляла 20-25 км/ч. В январе 1939 года фирма Крупп получила заказ на постройку деревянного макета башни SW с тремя различными орудиями в трех различных масках - 75-мм с длиной ствола 24 калибра, 75-мм с длиной ствола 40 калибров и 105-мм с длиной ствола 20 калибров.
Макет изготовили к апрелю 1939 г., после чего Крупп получил заказ на изготовление опытной башни из конструкционной стали с гидроприводом разворота. В конце июня 1939 г. в Wa Pruef 6 было принято окончательное решение об установке в башню SW 105-мм орудия с длиной ствола 24 калибра. Башня оснащалась семью перископическими наблюдательными устройствами во вращающейся командирской башенке. В марте 1940 г. порешали, что башня SW будет копировать башню DW, от которой ее станет отличать только более толстая броня.
Чтобы обеспечить транспортировку танка по железной дороге пришлось отказаться от требования цельного корпуса. Фирма Хеншель спроектировала корпус, который членился на три части. Для разборки корпуса перед транспортировкой требовалось порядка трех недель. Двигатель Майбах HL-224 мощностью 600 л.с. вроде бы обеспечивал 65-тонному танку максимальную скорость движения по шоссе 20 км/ч. Ходовая часть состояла из девяти обрезиненных опорных катков на борт, катки с торсионной подвеской располагались в шахматном порядке. Ширина траков гусениц - 800 мм.
1 сентября 1939 г. 6-й инспекторат поручил Wa Pruef 6 заняться производством нулевой серии танков. Wa Pruef 6 заключило контракт с фирмой Крупп на производство в феврале - марте 1940 г. компонентов для восьми танков VK. 65.01 нулевой серии. Первая башня должна была быть сдана в августе 1942 г. Бронекорпуса и башни планировалось доставлять для окончательной сборки на завод фирмы Хеншель. После разгрома Франции военные пришли к выводу, что танки массой более 30 т не имеют перспектив в плане широкого тактического применения из-за ограниченной грузоподъемности большинства мостов. В августе 1940 г. контракт на изготовление башен был аннулирован, а все работы по изготовлению опытной башни из мягкой стали прекращены в октябре 1940 г. Тем не менее, известны документы, в которых говорится об одной изготовленной в середине 1941 г. опытной башни. Интерес к проекту VK. 45.01 возродился в конце 1942 г.
"Lwe"
Panzerkampfwagen VII (VK. 70.01)
1 ноября 1941 г. была утверждена спецификация на новый супертяжелый танк массой 70 т - VK. 70.01 - с толщиной лобовой брони 140 мм и бортовой броней толщиной 100 мм. Максимальную скорость в 43,6 км/ч планировали достичь за счет установки на машину двигателей Даймлер-Бенц Schnellbootsmotor от торпедного катера, мощность двигателя - 1000 л.с. при 2400 оборотах в минуту. Экипаж танка определили в пять человек, трое размещалось в башне, двое - в корпусе. Тип вооружения на том этапе определен не был, но оговаривалась необходимость установки орудия в башне кругового вращения.
Потеряв 17 декабря 1941 г. заказ на производство танков VK. 30 ("Пантера"), фирма Крупп активизировала работы по сильно бронированному танку, устойчивому к прямым попаданиям снарядов любых противотанковых пушек противника. Верхний предел массы был определен в 90 т - максимальная нагрузка, которую выдерживали железные дороги. 21 января 1942 г. фирма Крупп представила аванпроект машины VK. 70.01, вооруженной 105-мм пушкой с длиной ствола 70 калибров; снаряд такой пушки пробивал броню толщиной 160 мм при угле встречи 30 градусов на дистанции 1000 м. Wa Pruef 6 рекомендовали фирме Крупп установить на танк новый двигатель Майбах HL-230 мощностью 80 л.с., начало серийного производства которого было запланировано на январь 1943 г.
Эволюция проекта VK. 70.01 "Lwe"
VK 70.01
Дата
27Feb42
Вес
t
75
Пушка
cm
10.5 L/70
Пулемет
1 M.G.
degrees
-8,+38
Боезапас
80
2000 M.G.
Бронирование
Лоб корпуса
mm
100
Борт корпуса
mm
80
Крыша корпуса
mm
Лоб башни
mm
100
Крыша башни
mm
40
Длина полная
mm
11250
Длина шасси
mm
6970
Ширина полная
mm
3540
Высота полная
mm
3030
Высота прицельная
mm
2510
Ширина трака
mm
750
Колея
mm
2790
Опорная длина
mm
4340
Удельное давление
kg/cm2
1.12
Клиренс
mm
500
Скорость макс
km/hr
30
Двигатель
HP/rpm
700/3000
Трансмиссия
12 EV 170
Сцепление
L600C
Подвеска
Torsion Bar
VK 70.01
Дата
9Apr42
Вес
t
76
Пушка
cm
10.5 L/70
Пулемет
1 M.G.
degrees
-8,+38
Боезапас
76
2000 M.G.
Бронирование
Лоб корпуса
mm
100
Борт корпуса
mm
80
Крыша корпуса
mm
Лоб башни
mm
100
Крыша башни
mm
40
Длина полная
mm
11240
Длина шасси
mm
7050
Ширина полная
mm
3630
Высота полная
mm
2960
Высота прицельная
mm
2470
Ширина трака
mm
800
Колея
mm
2830
Опорная длина
mm
4340
Удельное давление
kg/cm2
1.10
Клиренс
mm
480
Скорость макс
km/hr
26.8
Двигатель
HP/rpm
700/3000
Трансмиссия
12 EV 170
Сцепление
L600C
Подвеска
Torsion Bar
VK 70.01
W1661
Дата
9Apr42
Вес
t
90
Пушка
cm
10.5 L/70
Пулемет
1 M.G.
degrees
-8,+38
Боезапас
76
2000 M.G.
Бронирование
Лоб корпуса
mm
120
Борт корпуса
mm
80/100
Крыша корпуса
mm
Лоб башни
mm
120
Крыша башни
mm
40
Длина полная
mm
11640
Длина шасси
mm
7450
Ширина полная
mm
3630
Высота полная
mm
2960
Высота прицельная
mm
2470
Ширина трака
mm
800
Колея
mm
2830
Опорная длина
mm
4800
Удельное давление
kg/cm2
1.17
Клиренс
mm
480
Скорость макс
km/hr
23
Двигатель
HP/rpm
800/3000
Трансмиссия
12 EV 170
Сцепление
L600C
Подвеска
Torsion Bar
"Lwe"
W1662
Дата
23Apr42
Вес
t
90
Пушка
cm
10.5 L/70
or 15L/40
Пулемет
1 M.G.
degrees
-8,+38
Боезапас
80 (10.5)
2000 M.G.
Бронирование
Лоб корпуса
mm
120
Борт корпуса
mm
80/100
Крыша корпуса
mm
40
Лоб башни
mm
120
Крыша башни
mm
40
Длина полная
mm
11670
Длина шасси
mm
7450
Ширина полная
mm
3830(4030)
Высота полная
mm
3085
Высота прицельная
mm
2495
Ширина трака
mm
900(1000)
Колея
mm
2930(3030)
Опорная длина
mm
4960
Удельное давление
kg/cm2
1 (0.9)
Клиренс
mm
500
Скорость макс
km/hr
35
Двигатель
HP/rpm
HL 230
Трансмиссия
12 EV 170
Сцепление
L600C
Подвеска
Torsion Bar
"Lwe"
W1663
Дата
23Apr42
Вес
t
80
Пушка
cm
10.5 L/70
or 15 L/40
Пулемет
1 M.G.
degrees
-8,+38
Боезапас
80 (10.5)
2000 M.G.
Бронирование
Лоб корпуса
mm
100
Борт корпуса
mm
80
Крыша корпуса
mm
Лоб башни
mm
100
Крыша башни
mm
40
Длина полная
mm
11220
Длина шасси
mm
7450
Ширина полная
mm
3830(4030)
Высота полная
mm
3085
Высота прицельная
mm
2495
Ширина трака
mm
900(1000)
Колея
mm
2930(3030)
Опорная длина
mm
4340
Удельное давление
kg/cm2
1 (0.92)
Клиренс
mm
500
Скорость макс
km/hr
35
Двигатель
HP/rpm
HL 230
Трансмиссия
12 EV 170
Сцепление
L600C
Подвеска
Torsion Bar
"Lwe"
Дата
11Мау42
Вес
t
90
Пушка
cm
15 L/40
Пулемет
1 M.G.
degrees
-7,+30
Боезапас
80
2000 M.G.
Бронирование
Лоб корпуса
mm
120
Борт корпуса
mm
80/100
Крыша корпуса
mm
40
Лоб башни
mm
120
Крыша башни
mm
40
Длина полная
mm
10760
Длина шасси
mm
7740
Ширина полная
mm
3830(4030)
Высота полная
mm
3080
Высота прицельная
mm
2480
Ширина трака
mm
900(1000)
Колея
mm
2930(3030)
Опорная длина
mm
4960
Удельное давление
kg/cm2
1 (0.9)
Клиренс
mm
500
Скорость макс
km/hr
30
Двигатель
HP/rpm
2 Porsche
Трансмиссия
Сцепление
KLL 800
Подвеска
Torsion Bar
В феврале 1942 г. ситуация заставила военных потребовать от промышленности ускорения сборки двух опытных машин 72-тонного класса с силовой установкой и бронированием как у танка "Тигр". Начало серийного производства этих танков планировалось еще до завершения их испытаний. Для перевозки перспективных танков подходили 50 изготовленных для танков "Тигр" железнодорожных транспортера. С фирмой Крупп был заключен контракт на изготовление двух Entwicklungsfahrzeuge VK. 70.01 (один с башней, второй с весовым макетом башни). В апреле 1942 г. шифр проекта поменялся с VK. 70.01 на Pz.Kpfw. Lowe ("Лев").
С февраля по май 1942 г. конструкторы спроектировали несколько альтернативных вариантов машины с различным расположением башни и моторного отделения, разными вариантами силовой передачи, разнообразным бронированием и своеобразным вооружением. После решения фюрера о начале проектирования еще более тяжелых танков, контракт на постройку двух прототипов шасси был 18 мая 1942 г. расторгнут. 20 июля 1942 г. фирме Крупп поступило распоряжение о сворачивании всех работ по башне для танка Pz.Kpfw. Lowe.
По материалам альманаха "История танка"
Московского общества истории техники